среда, 27 ноября 2013 г.

Выступление на IV съезде работников образования Сибири

Секция "Современные модели гражданского воспитания и успешной социализации молодежи"

Реальная возможность перейти в режим развития появилась у школы  благодаря включению в реализацию сначала метапроекта «Единое воспитательное пространство малого города как фактор развития личности школьника» под руководством  профессора, д.п.н., академика   Международной Академии наук педагогического образования Татьяны Александровны Стефановской. Так в школу пришла наука, которая с позиций системного видения педагогической действительности, позволила коллективу преобразовать рутинную учительскую деятельность в инновационную, проблемно-поисковую, дала возможность эффективно выполнять профессиональные функции на уровне современных требований: изучать педагогические явления, анализировать их, прогнозировать результаты.
 Программа развития нашей школы как воспитательной системы рождалась не на пустом месте. Во-первых, по результатам проблемного анализа положения дел, было выявлено, что уровень ценностного отношения школьников к отдельным общечеловеческим ценностям был низкий; во-вторых,  был накоплен определенный опыт, рождены и прижились  традиции по решению проблемы экологизации педагогического процесса; в-третьих, мы опирались на медиаобразовательные интересы школьников. Поэтому, содержательным стержнем развития школы стала идея экологизации через интеграцию с медиаобразованием.
Результатом 9-летней инновационной деятельности является построение и развитие воспитательной системы школы. Воспитательная система нашей школы - воспитательная система освоения ценностей культуры. Основным компонентом её ценностно-смыслового ядра является  медиакультура, приоритетными ценностями - Человек. Природа. Общество.
Ведущее инновационное средство – педагогическая среда виртуальной реальности. Школа эколого-информационной культуры сегодня – это образовательное пространство, где обучение и воспитание – есть целостный педагогический процесс. Особенностью является оптимальное сочетание учебной и внеучебной (внеурочной) деятельности. Вариативность образовательного пространства школы определяется академической идеей - интеграцией экологической и информационной культуры, «пронизывает» содержание и организационные формы обучения и воспитания школьников.
Одной из  важных современных проблем является проблема преодоления негативного воздействия на детей средств массмедиа (прежде всего Интернета), противостояние деструктивной массовой культуре в современных условиях развития информационного общества, формирование основ ценностного сознания и опыта поведения как своеобразной  стартовой  площадки для дальнейшего развития личности. Так появилась идея организации педагогической среды виртуальной реальности, выступающей как инновационное средство воспитания   высоконравственной,  творческой, социально адаптивной личности.
Педагогическая среда виртуальной реальности  есть целесообразно организованное при помощи компьютерной графики управляемое пространство, смысловым полем которого являются ценности (в нашем случае - Человек, Природа, Общество), необходимые и достаточные для личностного роста школьников в рамках  деятельности общеобразовательной школы.
В педагогической среде виртуальной реальности ребенок  «включен» поэтапно в познавательную, коммуникативную, игровую деятельность через виртуальный испытательный педагогический полигон «VIPP» (пропедевтический этап) и специально созданную педагогическую виртуальной среду в режиме on-line, off-line (основной этап).
В школьной среде  виртуального испытательного полигона сформированы разновозрастные клубы, студии, сообщества, действующие в реальном времени, содержательно наполненные, позволяющие прогнозировать и управлять процессом формирования личности школьника, их информационной культуры.  В нашей среде работают клубы: «GAMERS», «Modern girl», студии компьютерной графики «Комп-Ас», «Сам себе режиссер», Бюро-SMS-ка, «Клуб образовательных экспедиций». Деятельность школьников в клубах и студиях направлена на усвоение знаний в режиме интерактивного информационного взаимодействия с виртуальной реальностью, ориентированных на становление нравственно здоровой, социально-активной личности и на выработку умений и навыков работы с компьютерными программами, сетью Интернет. Это своеобразная «стартовая площадка», которая показывает «альтернативные нравственные образцы» виртуальной реальности, позволяет педагогически направлять её влияния. Умения и навыки взаимодействия школьников с виртуальной реальностью, друг с другом, педагогами, полученные  в процессе деятельности в виртуальном испытательном педагогическом полигоне закрепляются в целенаправленно созданной виртуальной педагогической среде в ИНРЕРНЕТе на школьном web-сайте. Созданная искусственно виртуальная среда в условиях «полигона», позволяет в процессе педагогического взаимодействия формировать основы сознания и опыта поведения ребенка  в условиях естественно существующей виртуальной реальности  сети ИНТЕРНЕТ.
Апробация разработанной  модели  убедила, что воспитание школьников в педагогической среде виртуальной реальности актуально, если разработана целевая программа «Школьник в виртуальной реальности» и определено содержание воспитания; школьники поэтапно включены в познавательную, коммуникативную, игровую деятельность в педагогической среде виртуальной реальности; разработаны алгоритмы и методики проведения занятий со школьниками в рамках виртуального испытательного педагогического полигона  «VIPP», включающие в себя систему социально содержательных и личностно значимых творческих заданий при работе в среде виртуальной реальности.
Более подробно о нашей модели можно познакомиться в книге «Воспитание школьников в педагогической среде виртуальной реальности» ISBN-13: 978-3-8465-9605-0 ISBN-10: 3846596051 EAN: 9783846596050. Заказать ее можно https://www.morebooks.de/store/ru/book/.
Дальнейшее развитие нашей модели « Воспитание школьников в педагогической среде виртуальной реальности» происходит за счет обогащения уклада  школьной жизни новой составляющей: локальной субкультурой отношений. Способствует развитию локальной субкультуры отношений ценностный характер управления школой, который проявляется в  осознанной ориентации на ценности Человек. Природа. Общество; в приоритетности основных ценностей по отношению к целям и средствам всего происходящего в школе, всей образовательной деятельности; в укреплении школьных традиции и ритуалов, в языке общения, в символах, обычаях; в стремлении придать осмысленность и ценность всей повседневной жизнедеятельности школы и каждого ее субъекта - ребенка или взрослого.
      Главным результатом  развития школы как воспитательной системы посредством  педагогической среды виртуальной реальности является положительная динамика позитивного и устойчиво-позитивного характера ценностных отношений школьников (по результатам опроса в мае 2012г.) к Человеку, Природе, Обществу.
Активными участниками инновационной деятельности  по результатам диагностики, проведённой в апреле 2013 года,  являются 77% ( против 43% на начало 2005 г.) педагогов школы, что указывает на  положительную динамику мотивации учителей к инновационной деятельности и понимание её значимости в условиях внедрения ФГОС нового поколения.
Таким образом, модель гражданского воспитания школьников в педагогической среде виртуальной реальности современна, «вписывается» в единое воспитательное пространство нашего города.



Комментариев нет:

Отправить комментарий